ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 29RS0014-01-2025-001570-80 |
Дата поступления | 24.02.2025 |
Номер протокола об АП | 105 |
Судья | Пяттоева Лариса Эдуардовна |
Дата рассмотрения | 19.05.2025 |
Результат рассмотрения | Оставлено без изменения |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Материалы переданы в производство судье | 25.02.2025 | 08:58 | 25.02.2025 | ||||||
Истребованы материалы | 27.02.2025 | 11:34 | 27.02.2025 | ||||||
Поступили истребованные материалы | 21.03.2025 | 10:23 | 15.04.2025 | ||||||
Судебное заседание | 19.05.2025 | 15:30 | каб.303 | Оставлено без изменения | 15.04.2025 | ||||
Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ | 22.05.2025 | 14:19 | 23.05.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 23.05.2025 | 14:19 | 23.05.2025 | ||||||
Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА | 29.05.2025 | 15:51 | 06.06.2025 | ||||||
Вступило в законную силу | 10.06.2025 | 15:19 | 17.06.2025 | ||||||
Дело оформлено | 17.06.2025 | 15:19 | 17.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | Перечень статей | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | |||
ПРИВЛЕКАЕМОЕ ЛИЦО | Администрация Северодвинска | ст.17.15 ч.2 КоАП РФ |
Дело № 12-404/2025 УИД 29RS0014-01-2025-001570-80 | |
РЕШЕНИЕ | |
г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д.15 |
19 мая 2025 года |
Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Пяттоева Л.Э., рассмотрев жалобу защитника Администрации МО «Северодвинск» Ропотан С.А. на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ГМУ ФССП России Суховецкой Н.В. от 31 января 2025 года №105,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ГМУ ФССП России Суховецкой Н.В. от 31 января 2025 года №105 юридическое лицо – Администрация муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация МО «Северодвинск») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 (пятьдесят пять тысяч) рублей.
Защитник Администрации МО «Северодвинск» Ропотан С.А. не согласилась с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд г. Архангельска. В жалобе заявитель просит постановление должностного лица отменить, ссылаясь на ч.5 ст.24.5 КоАП РФ.
Указывает, что у Администрации Северодвинска отсутствует возможность исполнить решение Северодвинского городского суда в установленный срок по объективным, находящимся вне контроля должника, причинам. Администрацией приняты все зависящие меры для исполнения решения суда, вины должника в его неисполнении в установленные исполнительным документом срок не имеется.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, а также представленный отзыв, выслушав судебного пристава-исполнителя Киселеву Т.И., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из требований статьи 6 Федерального Конституционного Закона № 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производств» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч.2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
По делу установлено, что <Дата> на основании исполнительного листа ФС<№> от <Дата>, выданного Северодвинским городским судом по делу <№>, вступившему в законную силу <Дата>, предмет исполнения – обязать включить Л.А. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда на территории ... области; обязать администрацию городского округа Архангельской области «Северодвинск» предоставить Л.А. по договору найма специализированного жилого помещения пригодного для постоянного проживания помещение специализированного жилого фонда, расположенное на территории ... области, в виде отдельной квартиры в многоквартирном доме или жилого дома, общей площадью не менее 14 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по ..., за счет субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в отношении должника возбуждено исполнительное производство <№>-ИП.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 04.05.2023 судебным приставом-исполнителем в соответствии с положением ч.1 ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
23.10.2023 должник привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ (постановление №244), 13.06.2024 – по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ (постановление №487 вступило в законную силу 01.07.2024.
Постановлением от 15.10.2024 должнику установлен новый срок исполнения решения суда до 20.12.2024 (постановление получено должником 24.10.2024).
Однако Администрация МО «Северодвинск» в период с 24.10.2024 по 20.12.204, т.е. в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа 13.06.2024, требование судебного пристава-исполнителя не исполнила, что послужило основанием для привлечения ее к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Документы, подтверждающие исполнение решения суда в полном объеме должником не предоставлены.
Доказательств наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других препятствий для исполнения требований исполнительного документа во вновь установленный срок, которые Администрация МО «Северодвинск» не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась в целях надлежащего исполнения, не представлено.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: копией исполнительного листа по делу №2-1592/2022; копией постановления о возбуждении исполнительного производства; копией постановления о взыскании исполнительского сбора, копией постановления об установлении нового срока исполнения, копией постановления от 13.06.2024 с отметкой о вступлении в законную силу, иными материалами дела.
Согласно статьи 47 Устава городского округа Архангельской области «Северодвинск» (принят на местном референдуме 16 июня 1996 года), администрация Северодвинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.
Полное наименование исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления: Администрация муниципального образования «Северодвинск». Сокращенное наименование исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления: Администрация Северодвинска. При использовании в текстах и реквизитах документов полное наименование и сокращенное наименование равнозначны.
Законом - частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ (наличие вины в форме умысла или неосторожности), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как следует из решения Северодвинского городского суда Архангельской области по делу №2-1592/2022, вступившего в законную силу, неисполнение которого явилось основанием для привлечения Администрации МО «Северодвинск» к административной ответственности, жилье должно быть предоставлено за счет субвенций, бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В соответствии со статьей 46 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №84-5-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных образований (муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области), к числу которых относится администрация Северодвинска, наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований вправе приобретать жилые помещения для предоставления их детям-сиротам, а также включать жилые помещения, в том числе переданные из государственной собственности Архангельской области в муниципальную собственность муниципальных образований, в специализированный жилищный фонд.
Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года №1-пп утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями.
В соответствии с данным Порядком финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год; Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства занятости, труда и социального развития Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета (пункты 2 и 3).
В 2024 году должнику, по информации, предоставленной Финансовым управлением администрации Северодвинска, на указанные цели перечислены субвенции на общую сумму 82 955 708 рублей и 12 799 450 рублей на предоставление государственных жилищных сертификатов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя, которым должнику назначен новый срок для исполнения требований исполнительного документа получено Администрацией МО «Северодвинск», при этом должник каких-либо мер, направленных на предоставление взыскателю благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, в том числе путем процедуры закупки жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не предпринимал, с заявлением к судебному приставу-исполнителю о продлении срока исполнения соответствующего постановления не обращался.
Доказательств совершения каких-либо действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа после получения постановления от 15.10.2024, в материалы дела не представлено.
При объективной невозможности выполнить действия, указанные в исполнительном листе, должник не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного решения, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу, использовать иные правовые способы для исполнения законного требования судебного пристава-исполнителя, чего также сделано не было.
Также в материалах дела отсутствуют сведения об обращении Администрации МО «Северодвинск» за изменением способа исполнения судебного решения, а именно путем предоставления государственного жилищного сертификата.
При этом пунктом 13 Порядка предусмотрено, что при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления в течение текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований) либо об уменьшении объема субвенции.
Материалы дела не содержат документов, что Администрация МО «Северодвинск» в связи с недостатком бюджетных ассигнований в 2024 году обращалась в министерство образования Архангельской области или министерство занятости, труда и социального развития Архангельской области с мотивированным предложением о дополнительном финансировании в целях исполнения решения Северодвинского городского суда Архангельской области по делу №2-3435/2022, вступившего в законную, в пользу взыскателя в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета, в том числе, представляла документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований в целях исполнения данного судебного решения.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, положения ч.5 ст.24.5 КоАП РФ, в соответствии с которыми в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственных полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, будет установлено, что субвенции на осуществление таких полномочий выделены в размере, недостаточном для их осуществления, что привело к неисполнению или ненадлежащему исполнению таких полномочий, производство по делу об указанном административном правонарушении в отношении указанных органов и их должностных лиц подлежит прекращению, в данном случае применению не подлежат.
Кроме того, положения части 3 статьи 46 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года №84-5-03 предоставляют органам местного самоуправления муниципальных образований право использования субвенции, выделенной местному бюджету муниципального образования на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, на возмещение стоимости жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств местных бюджетов муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований, включенных в специализированный жилищный фонд и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, Администрация МО «Северодвинск» при реализации переданных государственных полномочий вправе использовать собственные ресурсы.
Доказательств тому, что у Администрации МО «Северодвинск» отсутствовала возможность приобретения за счет средств местного бюджета жилого помещения взыскателю с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления не имеется.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено виновному лицу в размере, установленном санкцией части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о юридическом лице, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств административную ответственность.
Назначенное административное наказание не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направленна предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, должностным лицом СОСП ГМУ ФССП России выяснены всесторонне, полно и объективно.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ГМУ ФССП России Суховецкой Н.В. от 31 января 2025 года №105 оставить без изменения, жалобу защитника Администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» Ропотан С.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней с момента вручения или получения копии решения.
Судья Л.Э. Пяттоева
