ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 29RS0014-01-2025-001886-05 |
Дата поступления | 05.03.2025 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Судья | Тучина Юлия Андреевна |
Дата рассмотрения | 19.05.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 05.03.2025 | 15:04 | 05.03.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 05.03.2025 | 17:15 | 05.03.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 07.03.2025 | 10:06 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 07.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 07.03.2025 | 10:06 | 07.03.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 07.03.2025 | 10:06 | 07.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 10.04.2025 | 10:00 | каб.418 | Рассмотрение дела начато с начала | Привлечение соответчика или соответчиков | 07.03.2025 | |||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 10:00 | каб.418 | Объявлен перерыв | 10.04.2025 | ||||
Судебное заседание | 19.05.2025 | 15:30 | каб.418 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 29.04.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 02.06.2025 | 08:38 | 29.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация городского округа «Город Архангельск» | 2901065991 | 290101001 | 1022900509521 | |||||
ОТВЕТЧИК | Департамент по вопросам семьи опеки и попечительства Администрации городского округа «Город Архангельск» | 2901107056 | 290101001 | 1022900509147 | |||||
ИСТЕЦ | Шубина Валерия Игоревна |
Дело № 2-2327/2025
УИД: 29RS0014-01-2025-001886-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 19 мая 2025 года
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Тучиной Ю.А.
при секретаре Кудрявцевой О.И.,
с участием истца Шубиной В.И., представителя истца Панкратовой Е.С., представителя ответчика Кузнецовой Г.А., представителя третьего лица Варфоломеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шубиной В. И. к департаменту по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа «Город Архангельск», администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным приказа, включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Архангельска, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
Шубина В.И. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – Администрация) о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Архангельска (далее – Список), предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указала, что ранее обращалась в Онежский городской суд Архангельской области с аналогичными требованиями к администрации Онежского муниципального района. Решением суда по делу <№> ее исковые требования были удовлетворены. Впоследствии решение суда первой инстанции было отменено апелляционным определением Архангельского областного суда от 03 апреля 2024 года <№>, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указанным апелляционным определением было установлено право истца на включение в Список с правом быть обеспеченной жилым помещением по месту жительства. В связи с принятием указанного судебного акта, истец обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о включении в Список, на что приказом от 03 июля 2024 года <№> было отказано. Полагая указанные действия Администрации неправомерными, истец просил возложить на Администрацию обязанность включить ее в Список, а также предоставить
благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте г. Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Протокольным определением суда от 10 апреля 2024 года с согласия истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент по вопросам семьи опеки и попечительства Администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – Департамент).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, окончательно просит признать незаконным и отменить приказ директора Департамента от 03 июля 2024 года <№>, возложить на Администрацию обязанность включить ее в Список, а также предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте г. Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В судебном заседании истец, его представитель исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали. Истец также уточнил, что требование о возложении обязанности включить ее в Список просит рассмотреть к надлежащему ответчику.
Представитель ответчика Кузнецова Г.А. с исковыми требованиями не согласилась, указала, что истец не имеет места жительства на территории г. Архангельска и не может быть включена в Список. Также пояснила, что полномочия по включению того или иного лица в Список осуществляет Департамент. Подробная позиция представлена в письменном отзыве.
Представитель Департамента Варфоломеева Т.А. также полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по мотивам, изложенным в отзыве. Считает, что приказ от 03 июля 2024 года <№> принят обоснованно.
Выслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчиков, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Шубина (ранее Белкина В.И.), <Дата> года рождения, относилась к лицам из числа детей-сирот, поскольку ее мать <***> скончалась <Дата>, ранее была лишена родительских прав решением Онежского городского суда Архангельской области, сведения об отце в записи акта о рождении внесены со слов матери.
В связи с лишением родительского попечения, Шубина В.И. в январе <Дата> года была направлена в областной дом ребенка, с <Дата> года находилась на воспитании в <***>, затем была передана на воспитание до совершеннолетия в приемную семью <***>, проживающей на территории г. Архангельска.
Постановлением главы МО «Город Онега и Онежский район» от 11 января 2001 года <№> за Шубиной В.И. было закреплено жилое помещение по адресу: ....
Указанное жилое помещение имеет общую площадь 54 кв.м., ранее было предоставлено на основании договора социального найма от 01 марта 2013 года <***> на состав семьи из пятерых человек, в т.ч. Шубину В.И.
Распоряжением администрации МО «Онежский муниципальный район» от 04 октября 2016 года <№>, указанное жилое помещение признано подлежащим капитальному ремонту.
Впоследствии распоряжением МО «Онежский муниципальный район» от 01 июня 2018 года <№> данная квартира признана непригодным для постоянного проживания.
25 февраля 2019 года, то есть до достижения возраста 23 лет, Шубина В.И. обратилась в орган опеки и попечительства администрации МО «Онежский муниципальный район» с заявлением о включении ее в Список в г. Онеге по той причине, что закрепленное за ней жилое помещение является непригодным для проживания.
В ходе рассмотрения обращения было установлено, что Шубина В.И. на основании договора купли-продажи от 28 октября 2017 года приобрела право общей долевой собственности (1/2 долю) на жилое помещение по адресу: ... общей площадью 17,6 кв.м., в связи с чем, ей было отказано во включении в Список в г. Онеге.
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 25 июня 2019 года <№> был установлен факт непроживания (отсутствия) Белкиной В.И. в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., с января 2001 года для решения вопроса о предоставлении <***> муниципальной услуги для признания ее семьи малоимущей. Решение суда вступило в законную силу 26 июля 2019 года.
16 сентября 2021 года право собственности Шубиной В.И. на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ... прекращено на основании договора купли-продажи от 20 июля 2021 года.
В 2022 году Шубина В.И. обратилась с заявлением о включении ее в Список в г. Онеге, однако ей было отказано на том основании, что на территории Онежского района она не проживает.
Приказом начальника управления по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации ГО «Город Архангельск» от 07 февраля 2022 года <№> Шубиной В.И. отказано во включении в Список в г. Архангельске со ссылкой на отсутствие регистрации по месту жительства в г. Архангельске.
20 июля 2023 года Шубина В.И. обратилась в Онежский городской суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации МО «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности включить ее в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Онежского муниципального района, возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 01 сентября 2023 года с учетом дополнительного решения от 31 января 2024 года по делу <№> исковые требования Шубиной В.И. удовлетворены.
Апелляционным определением Архангельского областного суда от 03 апреля 2024 года <№> решение Онежского городского суда Архангельской области от 01 сентября 2023 года с учетом дополнительного решения от 31 января 2024 года по делу <№> отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда о том, что Шубина В.И., обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку она до достижения 23 лет нуждалась в предоставлении жилого помещения, обращалась с заявлением о включении е в Список как по месту фактического проживания, так и по месту закрепленного жилого помещения, однако во включении ее в Список Администрацией без каких-либо оснований было отказано.
При этом судебная коллегия указала, что при разрешении требований истца не было учтено, что при рассмотрении споров данной категории правовое значение имеет место жительства истца, поскольку она имеет право быть обеспеченной жилым помещением именно по месту жительства.
По делу установлено, что Шубина В.И. с 2004 года постоянно проживает на территории г. Архангельск, где проходила обучение, после учебы была трудоустроена, находится в отпуске по уходу за малолетним ребенком, проживает с мужем и семьей в г. Архангельске.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции согласился с тем, что Шубина В.И. не проживает на территории г. Онега, в связи с чем, отсутствовали основания для удовлетворения ее требований о предоставлении жилого помещения на территории Онежского муниципального района Архангельской области. По указанию суда, истец имеет право обратиться с аналогичным требованием к Администрации ГО «Город Архангельск».
В 2024 году Шубина В.И. повторно обратилась с заявлением о включении ее в Список в г. Архангельске, однако приказом Департамента от 03 июля 2024 года <№> в его удовлетворении было отказано по причине того, что она не относится к числу лиц, имеющих право на жилое помещение специализированного фонда, ранее ей было отказано во включении в Список, данный приказ не обжаловался.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, никем не оспариваются, в связи с чем, суд полагает их установленными.
Положениями ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
На основании положений ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
В соответствии со ст. 12 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение осуществляется путем выявления, закрепления и сохранения за ними ранее занимаемого жилого помещения, а в случае отсутствия такого жилого помещения либо наличия обстоятельств, препятствующих вселению в ранее занимаемое жилое помещение, предусмотренных статьей 16 настоящего закона, - путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Пунктом 2 статьи 14 Закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, включенным в список, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 13 настоящего закона.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее - Закон Архангельской области от 17 декабря 2012 г. N 591-36-ОЗ), жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на основании решения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Архангельской области, уполномоченного на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в случае наделения органов местного самоуправления областным законом государственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области либо решения уполномоченного исполнительного органа в случае, если органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Архангельской области не наделены соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» (далее - Закон Архангельской области от 20 сентября 2005 г. N 84-5-ОЗ), финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета.
В силу ст. 46 вышеуказанного областного закона органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Согласно ст. ст. 19, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Подпунктами 2 и 3 пункта 4 статьи 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с тем, что жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку к числу юридически значимых обстоятельств по делу относится наличие либо отсутствие зарегистрированных на имя истца прав на недвижимое имущество, судом истребованы и исследованы доказательства, подтверждающие отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированных прав Шубиной В.И. на объекты недвижимости.
Закрепленное ранее за Белкиной В.И. жилое помещение в Онежском районе Архангельской области в установленном порядке признано непригодным для проживания, принадлежащая Белкиной В.И. в период времени с 2017 по 2021 года доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: ... общей площадью 17,6 кв.м., составляла менее учетной нормы площади.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, установленного факта проживания Шубиной В.И. с 2004 года на территории г. Архангельска, суд приходит к выводу, что поскольку Шубина В.И., являвшаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, фактически не имеет жилого помещения, куда она могла бы вселиться и проживать, достигла возраста 18 лет, вследствие чего имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории городского округа «Город Архангельск».
Как следует из п. 8 Положения о департаменте по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа «Город Архангельск», утвержденного решением Архангельской городской Думы от 26 июня 2024 № 102, ведение учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 3 статьи 11 областного закона от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, является одной из функций Департамента.
Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Положениями ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 27 июля 2005 года <№> определена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма - в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, истец имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, и на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, расположенного в черте города Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данное право существовало у истца и на дату принятия Департаментом приказа от 03 июля 2024 года <№>, в связи с чем, он не может быть признан законным.
С учетом личности истца, необходимости восстановления нарушенного права, обеспечения доступа к правосудию, длящегося характера нарушения, суд приходит к выводу о восстановлении Шубиной В.И. срока для заявления требования о признании указанного приказа незаконным.
При этом суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Шубиной В.И. к Администрации в части возложения обязанности по включению ее в Список, поскольку такими полномочиями обладает Департамент.
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем излишне оплаченная государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возвращению Шубиной В.И.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Шубиной В. И. к департаменту по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа «Город Архангельск», администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным приказа, включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Архангельска, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ директора Департамента по вопросам семьи опеки и попечительства Администрации городского округа «Город Архангельск» от 03 июля 2024 года <№> «Об отказе во включении Шубиной (Белкиной) В.И., <Дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе Архангельске».
Возложить на департамент по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901107056) обязанность включить Шубину В. И. (паспорт <№>) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории города Архангельска.
Возложить на Администрацию городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901065991) обязанность предоставить Шубиной В. И. (паспорт <№>) по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении исковых требований Шубиной В. И. к администрации городского округа «Город Архангельск» в остальной части отказать.
Возвратить Шубиной В. И. (паспорт <№>) излишне оплаченную государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение десяти дней со дня окончания разбирательства дела.
Председательствующий Ю.А. Тучина
Верно: Судья Ю.А. Тучина
Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2025 года
